Открыть ленту Закрыть ленту
277845821_345661720710836_5311800107673153933_n
A A
Политика

Заявления ЕС в последнее время в основном соответствуют позициям Азербайджана: Тигран Григорян

«А1+» побеседовал с политологом Тиграном Григоряном

 - Вчерашняя встреча глав Армении и Азербайджана в Брюсселе, по сути, была вне формата Минской группы ОБСЕ. В каком направлении протекают или отныне будут протекать процессы по Арцахской проблеме?

- Вопросы  по большому счёту давно находятся вне формата Минской группы ОБСЕ. Евросоюз похоже за последние месяцы  взял на себя роль главного посредника, в какой-то мере затмевая даже усилия России. Мы видим, что это уже третья трёхсторонняя встреча при посредничестве ЕС.

Для Армении крайне беспокоящим является то обстоятельства, что сделан шаг назад от двух важных позиций. Первая связана именно с проведением переговоров в формате Минской группы. В заявлении Шарля Мишеля (председателя Европейского Совета) говорится о том, что министрам иностранных дел было поручено вести работы для начала мирных переговоров. Здесь мы видим, что о формате Минской группы речи не идёт.

Между тем Армении в последние недели постоянно настаивала на том, чтобы переговоры проходили при посредничестве Минской группы и под её эгидой.

Второй проблемный вопрос касается создания пограничной комиссии. Мы знаем, что в Сочинском заявлении от 26-го ноября конкретно указано, что перед созданием комиссии по вопросам делимитации и демаркации должны быть предприняты соответствующие шаги для урегулирования ситуации на границе. Фактически мы видим, что комиссия создаётся без этих шагов. В заявлении Мишеля указывается, что эта комиссия будет заниматься также вопросами ослабления напряжения на границе, однако этот пункт включён для того, чтобы оставить армянской стороне возможность сохранить лицо.

- А почему на всё это не реагирует Минская группа?

 - Минская группа как таковая после окончания второй Арцахской войны, можно сказать, что на практике не существует. Какие-то заявления периодически звучали, было несколько региональных визитов.

Мы знаем, однако, что Азербайджан отказывался от проведения переговоров в этом формате. Сейчас в условиях российско-украинской войны и этого беспрецедентного обострения в российско-западных отношениях деятельность Минской группы ещё более усложняется. Довольно сложно представить, как США и Франция будут сотрудничать с Россией.

-  В заявлении Шарля Мишеля после встречи в Брюсселе нет ни слова о Нагорном Карабахе, более того, там вообще нет названия Нагорный Карабах. Что это значит? Азербайджану удалось продиктовать свою повестку всей Европе?

- Это – не первый случай, когда в заявлениях, распространённых Шарлем Мишелем, нет упоминания Нагорного Карабаха и конфликта. То же самое было и в двух предыдущих заявлениях. Да, это – результат азербайджанской политики и результат слабости армянской стороны. Я уверен, что во время встречи Нагорно-Карабахский конфликт обсуждался, невозможно, иначе не может быть.

Позиция Баку конкретная: Азербайджан отмечает, что «не существует даже административно-территориальной единицы под названием Нагорный Карабах и стороны должны воздерживаться от использования этого термина». Это заявление полностью соответствует их этому подходу.

- МИД Азербайджана заявляет, что вчерашняя встреча соответствует интересам Баку. Это полностью так?

Думаю, что у Азербайджана нет причин быть недовольным этим заявлением. Оно действительно соответствует интересам Азербайдана.

 Заявления ЕС в последнее время в основном соответствуют позициям Азербайджана, это очевидно.

Беседу вёл Гарник Закарян