Если Россия угрожает международной безопасности, есть право применить силу: Ара Казарян
Поддержи А1+!
«А1+» побеседовал со специалистом по международному праву Ара Казаряном
- По сути, 24-го февраля была нарушена территориальная целостность Украины. Что это предполагает с точки зрения международного права?
- Однозначно это - акт войны, причём агрессивный. Нарушен устав ООН, суверенитет, территориальная целостность государств, запрет на войну… В уставе ООН есть принцип относительно запрета на войну, что государства должны решать свои разногласия мирным путём.
России угрожают очень строгие санкции.
Точно заморозят её членство в Совете Европы, поскольку нарушен также устав Совета Европы – нейтралитет, суверенитет, территориальная целостность.
- Нарушение того или иного пункта конкретных конвенций предполагают только замораживание членства или санкции иного порядка?
- Знаете, если она угрожает международной или региональной безопасности, по сути, юридически другие государства имеют право применить силу.
- И это вне зависимости от того, является «подзащитный» членом НАТО или нет?
Да, да, и это согласно уставу ООН, но для этого нужен процесс, резолюция Совета безопасности и т. д. и т. п.
- Что должна сделать в этом случае Украина?
Должна обратиться в Совет безопасности ООН, чтобы Совет безопасности ООН принял резолюцию.
Чего Украина пока ещё не сделала?
Сделает обязательно, пока ещё первый день войны. Вспомним отношения Ирак-Кувейт в 2000 году. США получил «право» нарушить территориальную целостность Ирака и провести там военную операцию. Сначала в Кувейте, затем продолжилась в Ираке. В 2003 году уже без резолюции Совета безопасности ООН, США на основании своей конституции, исходя из соображений безопасности совершили военное вторжение. До сих пор это критикуется, так как было совершено без резолюции Совета безопасности ООН.
- Вы уверены, что Совет безопасности ООН примет адекватное решение?
Да, конечно, потому что это – беспрецедентное явление. На территории Европы была гибридная война, но такой войны, как это, когда открыто проводилась бы агрессивная война, я не помню. Это совершенно новая реальность, и совет безопасности обязательно отреагирует. Просто в Совете безопасности сложен процесс принятия решений. Вспомним, что там у России есть право голоса, остаётся, чтобы у неё были союзники, но это другой вопрос.
- Получается, что последним козырем Украины остаётся совет безопасности?
- Нет, со временем возможно будет создан международный трибунал специально по этому вопросу. Вспомним, что по Югославии был создан отдельный трибунал, по Руанде, последнее касается, конечно, геноцида и пыток. Мы пока не знаем, какие факты проявятся в будущем. Совет безопасности – это платформа, касающаяся только политических санкций, но я уверен, что в многочисленных инстанциях и платформах начнётся этот процесс – экономических, правовых, политических и военных.
В любом случае Россия вывела себя из поля закона.