Открыть ленту Закрыть ленту
Գարիկ Միսակյան
A A
Политика

Иран беспокоит то обстоятельство, что Турция пользуется коридором, ведущим в Нахиджеван: Ирановед

Собеседник «А1+» - ирановед Гарик Мисакян.

- Накануне представитель одной из политических сил в иранском меджлисе заявил, что для них неприемлемо то, обстоятельство, что Турция будет пользоваться коридором, сформировавшимся после арцахской войны. Это – мессидж со стороны иранских властей или всего лишь мнение отдельной политической силы?

 

- В целом, если говорить о несколько более ранним периоде, политика, проводимая Министерством иностранных дел Ирана, в частности правительством Рохани, особенно в этот последний период войны подвергается критике со стороны националистической и военной ветви Ирана. Этот депутат был одним из представителей националистической, точнее консервативной фракции, который выражая мнение националистических кругов Ирана, выражает недовольство в особенности в связи с коридором. А заявление, связанное с географическими границами, мне кажется, вытекает прежде всего из той точки зрения, что по этому коридору возможно какое-то изменение армяно-иранской границы.

То есть в Иране есть беспокойства, что этот коридор будет проходить через Мегри и пересекать иранскую границу или будет вообще одна дорога? В этих политических кругах Ирана, в особенности в Парламенте, где после последних выборов большинство составляют представители консервативной фракции, имеется большая чувствительность и беспокойство и в связи с этим коридором и в связи с беспрецедентным влиянием Турции на территории Азербайджанской Республики после последних событий.

Это по всей видимости также приведет к активизации сепаратистских движений в северных районах Ирана. И речь этого депутата парламента была направлена на то, что если не обращать большого внимания на развитие событий в северных районах Ирана, это может стать для Ирана серьёзной угрозой.

 

- Могут ли беспокойства указанных Вами политических сил привести к изменению политической позиции иранских властей?

 

- В целом, в Иране и в некоторых других государствах есть беспокойства даже от этих изменений: в случае наличия этого существующего договора, есть также понятие в какой-то мере смириться с ситуацией. То есть, в рамках Ирана, если выражают беспокойство, то делают это, исходя из их национальных интересов. Есть также критика, что Иран не смог сохранить своё влияние в Азербайджане. То есть визит замминистра иностранных дел Ирана Аббаса Арагчи, его заявления рассматривались с той точки зрения, что Иран пытался уравновесить влияние Турции в Азербайджане. Однако, мы увидели, что в договоре, заключенном при российском посредничестве, если Турция что-то получила в плане своих интересов, пусть и незначительно – присутствие на оккупированных Азербайджаном территориях и этот коридор в Нахиджеван, то Иран можно сказать вообще остался за бортом процесса. Отмененный или можно сказать отложенный визит министра иностранных дел Ирана был нацелен на вовлечение в переговоры по этому коридору, проходящему по территории Мегри или Армении или вообще начать региональный переговоры в каком-либо формате. А изменится ли что-либо в руководящем составе Ирана или нет, нужно учитывать то, что это – последний год правления правительства реформаторов Рухани и в Иране ожидаются новые выборы, где вероятно будут сильнее консервативные позиции, учитывая в чем-то ошибочную политику Рухани, а также экономические проблемы.

 

- То есть консервативные силы имеют подчеркнуто отрицательное отношение к пантюркизму и к Турции в целом и в случае их прихода к власти возможно изменение внешнеполитического вектора Ирана?

 

- Консервативная ветвь и националистическая ветвь Ирана в целом всегда придерживались негативной позиции к пантюркизму и Турции, однако исходя из геополитических и экономических интересов Иран не поставил под угрозу отношения с Турцией. Однозначно говорить, что в период следующего правительства Иран пойдет на конфронтацию с Турцией или примет более жёсткую позицию пока рано. Однако после прихода власти консерваторов внешняя политика Ирана изменится вероятно в сторону более жёсткой политики и в связи с пантюркизмом, и в связи с присутствием в регионе Израиля. В этих процессах Иран проведёт изменения и будут иметь место ужесточения.