Открыть ленту Закрыть ленту
Untitled collage
A A
Культура Общество

«Выпекание хлеба я сравниваю с медитацией или молитвой»

Путешествие – это мой образ жизни. Еще со студенческих лет и участвовала в профессиональных программах и summer school-ах в различных европейских странах, видела новые подходы к известным явлениям и постоянно думала, как это можно сделать в нашей стране.

У каждой страны есть свои достопримечательности, архитектура, музеи, что делает ее интересной. Но больше всего меня интересовал тот почерк, характерная черта индивидуальности, которой страны отличаются друг от друга, меня интересует различие, а также то, как они подают то, что имеют. В годы моего студенчества туризм в Армении еще только формировался, и мы не имели представления о многих вещах. Тем более о том, что такое брендинг страны. А я познакомилась с этим явлением, когда училась в Хорватии. Яркий  логотип, характеризующий страну, запечатлелся в моей голове. Сегодня мы уже знаем, что почти все страны имеют свой брендбук, символику и лозунг, которыми привлекают туристов. У нас, конечно, есть наши символы: гора Арарат, армянский коньяк, абрикосы, но у нашей страны нет пока своего брендбука, и одна из наших задач – правильно брендировать страну в качестве своеобразного туристического направления. Правда, делались попытки создания брендбука нашей страны, но на данный момент, похоже, у нас нет конечного результата.

Телефонная беседа «А1+» с директором «Just travel»-а Наирой Товмасян.

–Наира, почему будучи экономистом по профессии,  Вы решили заняться туризмом?

 – Я окончила Ереванский государственный экономический институт. 10 лет проработала на Ереванском коньячном завода, возглавляла Центр наследия «Арарат», который был туристическим центром коньячного завода. Мы организовывали прием делегаций – официальных, президентских, культурных деятелей, организовывали обходы, а также экскурсии для туристов, и моя любовь к туризму, наверное, «проснулась» там. Я постоянно думала, как можно создать интерес, чтобы люди, приезжающие в Армению, уезжали из страны обязательно во что-нибудь влюбившись. Наверное, несколько лет во мне варилась идея стать туроператором. Варилась пока я волею судьбы не встретила иностранца, который искал партнера в Ереване, чтобы направлять туристов. Наш контакт получился удачным с самого начала, первая группа выехала из страны с большим удовлетворением, возникла уверенность, которая и открыла передо мной дорогу в туристическую отрасль.

 –Сколько лет уже действует «Just travel»?

  –Уже шесть лет.

 

–Что Вы считаете залогом успеха организации?

  – У нас есть один очень важный неписаный закон. Для нас нет понятия турист, есть гость. И наши гости становятся нашими хорошими друзьями, при возможности вновь посещают, отправляют своих знакомых. Наверное, один из важнейших залогов успеха в том, что у нас нет графика. Мы почти 24 часа находимся на связи с ними, доступны, занимаемся не как обязанностью, а как отнеслись бы к родным.

Также пытаемся помимо стандартных туров внести наш уникальный штрих. К примеру, Гарни, Гегард, Севан мы приправляем посещением гостями дома какого-нибудь артиста, потому что это запоминается: приехать и просто выпить вина с известным человеком данной страны, пообедать с ним, побеседовать, спеть, потанцевать… В числе наших дорогих друзей, принимающих гостей, джазмен Гарри Кесаян и его супруга актриса Алла Саакян. У них есть очень красивый собственный дом, который также служит мастерской.

–Название компании что-то символизирует?

 – Много лет назад, в 2008 году, я встретила человека, который затем стал моим близким другом, но в то время он, можно сказать, сыграл в моей жизни роль духовного лидера. Кстати, скажу, что на определенных этапах жизни мне всегда встречаются люди, которые, похоже, специально посланы мне с особой миссией. Я поделилась с ним одним вопросом, когда сомневалась делать или нет, и он сказал мне одну очень хорошую вещь: знаешь рекламу фирмы NIKE? Это самая лучшая реклама «Just do it» - делай и не дума. «Just do it» стало одним из принципов моей жизни, и когда я думала, как назвать туристическое агентство, вспомнила «Just do it» и мы назвали «Just travel», т. е. «не думайте, просто путешествуйте».

– Вы в основном занимаетесь въездным туризмом?

– Да, и около 90% нашей деятельности – российский рынок. Мы также специализируемся на организации мероприятий. Мы организовывали международные конференции для организаций из разных стран. У нас есть американский партнер, для которого организуем мероприятия не только в Армении, но и в других странах СНГ. Одно из последних организовали в Ташкенте. Намечались еще два мероприятия – в Москве и Львове, но к сожалению пандемия помешала.

 – Туристическая отрасль – одна из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Какие прогнозы сегодня делают наши туристические агентства и как пытаются выйти из этой ситуации?

– Туристические компании в цейтноте, потому что в настоящий момент трудно  о чем-то думать и прогнозировать, и многие пытаются сосредоточиться на внутреннем туризме. Это – очень слабое решение вопроса, т. к. внутренний туризм не может обеспечить равноценный объём. Прошлый – 2019 год – был хорошим годом в плане въездного туризма.

Явно увеличились визиты из Российской Федерации, и этому в особенности способствовало то, что с февраля 2018 года граждане России могли путешествовать с внутренними паспортами. Будучи организацией, в основном работающей с российским рынком, я могу это констатировать. 2020 год тоже хорошо начинался, уже с начала года было довольно много бронирований на апрель и май. Я была очень спокойна, что все идет своим ходом, темп этой инерции развития начал расти. В результате пандемии были отменены все брони до июля-августа включительно. Пока неясна ситуация, будет ли обьявленное открытие некоторых авиарейсов с июля способствовать реанимации вьездного туризма? Хотелось бы, чтобы эта «мечта» была реалистичной, но с другой стороны, видя темпы роста эпидемии у нас, у меня есть опасения. Но хочу быть оптимистом.

По приблизительным данным, в первом полугодии 2020 года в Армению от вьездного туризма не поступило свыше 230 миллионов долларов. Это число получим, если сопоставим показатель визитов за первое полугодие 2019 года с тем же периодом 2020 года: в первом случае 770 тысяч туристов, а во втором случае – 311 тысяч. Это – цифры, обьявленные председателем федерации туризма, и если рассмотреть, что по приблизительному расчету, один турист тратит минимум 500 долларов, в Армению за эти месяцы не поступило около 230 миллионов долларов.

 Даже в случае наилучшего сценария, в этом году движение во внутреннем туризме может наблюдаться в сентябре-октябре. Если этот сценарий, дай Бог, станет реальностью, туристические компании смогут немного задышать. Но боюсь, что в этом году мы вряд ли зафиксируем прибыль, поскольку мы не знаем, какими темпами будем работать, в конце концов у населения будет спад платежеспособности, многие будут бояться путешествовать, и туристическим компаниям будет трудно работая два месяца покрыть убытки за 9-10 месяцев. Но это хотя бы даст возможность обеспечить некоторое движение и мы прогнозируем, что более-менее с апреля следующего года туристический поток начнет стабилизироваться. Хотелось бы, конечно, увидеть государственную программу по восстановлению туризма, т. е. последовательность шагов, которыми должна руководствоваться страна с первого же дня возобновления экономики.

В целом внутренний туризм – это отрасль, на которую необходимо обращать серьезное внимание. Прежде всего, он играет роль мультипликатора для экономики, так как по цепной реакции способствует развитию и сопредельных отраслей, где наиболее важным пожалуй является развитие регионов, которому я придаю большое значение. Кроме того, это – источник серьезного притока дополнительных денег в экономику; сегодня даже самые развитие страны мира обеспечивают серьезные доходы именно за счет въездного туризма. Поэтому в нынешний трудный период наиболее важно помочь компаниям в сфере туризма оставаться на плаву, чтобы они не истощили и завтра смогли восстановить свою жизнедеятельность. Правда, правительство посредством различных мероприятий осуществило разные программы поддержки, но на данный момент для нас открыт пожалуй только вопрос авансов налога на прибыль, который, если будет осуществлен в сопоставлении с показателями прошлого «обильного гостями» года, мы сможем попасть под серьезный финансовый груз, не прогнозируя прибыли на этот год.

– Надеемся, что оптимистичный прогноз осуществиться. А что скажете о Вашем новом хобби? Как возникла идея печь хлеб?

– Во время путешествий, наряду с достопримечательностями и музеями, я очень люблю посещать рынки, продуктовые и хлебные магазины, попытаться почувствовать вкус данной страны: французские багеты источают неповторимый аромат именно во Франции, можно просто заблудиться в ассортименте немецкого цельнозернового хлеба. Как пройти безразлично рядом со всем этим? В прошлом году я увидела очень красивое здание в австрийском городе Грац, подумала, что это – музей. Оказалось – хлебобулочный магазин, один из древнейших. Именно это – культура, как люди относятся к хлебу, к выпеканию хлеба. Испокон веков хлеб был священным для всех народов.

И моим вторым хобби после путешествия стала выпечка хлеба. Я решила самой испечь хлеб и поняла, что это – нечто схожее с медитацией, действительно отрывает тебя от действительности, и входишь в другое психическое состояние. Раньше, как и любая женщина, я пекла печеное, но не хлеб. Сейчас могу сказать, что выпечка хлеба значительно отличается от выпечки пирожных, она наверное требует другого состояния души – состояние, напоминающее мне молитву. Невольно, когда смешиваешь составляющие, замешиваешь, хочешь получить наилучший результат, и так погружаешься мыслями, что отрываешься от действительности. Поэтому я сравниваю это с медитацией или молитвой. Подготовка и хранение опары – это тоже церемония, нужно ее кормить, чтобы оставалась «бодрствующей». Как за ребенком, за ней нужно постоянно ухаживать, заботиться. Хлеб – это словно живое дыхание. Мы очень удалились от истоков. Я много думала об этом в эти дни. Мы постоянно в работе, в беготне, все должны успеть, должны решить какие-то проблемы, конечно, это действительность, потому что ты должен действовать, чтобы суметь жить. Однако, наверное, для каждой женщины женское начало гораздо важнее. Выпечка хлеба – это и церемония, и уход. Наверное, поэтому я хорошо почувствовала себя. Мое новое хобби просто отвлекает меня от нынешней ситуации, и это, пожалуй, самое лучшее, что я могла сделать, и даже думаю, почему бы не превратить это в бизнес, но это пока только идеи.

– Наира, Вы много путешествовали и до того, как стали туроператором, и уже по работе. Есть ли страна или страны, которые наиболее привлекательны для Вас?

– Я очень, очень люблю Францию. Для меня Париж – это запах духов, который я даже чувствую, когда хожу там. Очень люблю районы, где живут коренные французы, которые в Париже не встретишь, поскольку это – очень плотный туристический пункт. Очень люблю Австрию, Вену – город, несущий неописуемую энергетику. Когда я приезжаю в Вену, мне кажется, что я вступила в музыкальный мир. Мне очень понравилась Португалия, которая стала для меня неожиданным открытием этого года.  Это мир, очень отличающихся от других, интересный, по-своему красивый. Однако, я не могу выделить какую-либо страну, потому что каждое место обладает особым настроением. Главное – суметь войти в настроение этой страны, в ее вибрации и наслаждаться. Когда учишься, пожалуй, самому главному, что должен уметь наслаждаться в жизни всем: выпеканием хлеба, замечая что-то красивое на улице, рассветом, закатом. Если ты смог заметить и войти в красоту этого мига, ты начинаешь любить все. То же самое со мной происходит в путешествиях. Я во всем нахожу нечто, что люблю и всегда храню в себе.