«Состояние Карена Казаряна, оказавшегося в Азербайджане, плохое»: пленных армян в последний раз посещали в феврале
Поддержи А1+!Представители Международного комитета Красного Креста в последний раз в февраля сего года посетили оказавшегося на азербайджанской стороне жителя общины Ехегис Вайоц Дзора, срочного военнослужащего Араика Казаряна, 34-летнего жителя села Бердаван Тавушской области Карена Казаряна, гражданина Республики Арцах (НКР) Арсена Багдасаряна. «А1+» сообщила руководитель коммуникационных программ армянского офиса Международного комитета Красного Креста Зара Аматуни.
Отметим, что Арсен Багдасарян был взят в плен 26-го декабря 2014г., Араик Казарян оказался на азербайджанской стороне 12-го августа 2019 года, а Карен Казарян – 15-го июля 2018 года.
«Я могу сказать о последнем визите, который мы можем подтвердить. Он был в феврале сего года. Об их состоянии не могу сказать, потому что подобными вещами мы не делимся с общественностью. Нашими диалогами с этими лицам, нашими беспокойствами мы делимся с властями и семьей. То есть общественность остается за пределами этого круга», - продолжила руководитель коммуникационных программ АО МККК.
Аматуни отметила, что у «Красного Креста» всегда есть готовность наносить визиты, и она может подтвердить только факт визита, нанесенного организацией. А семьи армян, оказавшихся в Азербайджане, по ее словам, получают информацию посредством «Красного Креста», поскольку визит наносит делегация комитета.
То есть семьи в последний раз получили информацию в феврале. Руководитель коммуникационных программ армянского офиса «Красного Креста» также не сообщила период февральского визита, поскольку решили за это время указать только месяц визита.
На вопрос, почему офис «Красного Креста» в последний раз нанес визит в феврале, ответила, что первая причина – это коронавирус.
«Кроме того, любую встречу мы можем совершить только с согласия властей. Я говорю не для того, что разрешают или нет. Но организация не может в любой момент захотеть «открыть дверь» и войти в любое место. О входе договариваются по взаимному согласию», - подчеркнула она.
А когда предусмотрен следующий визит, Аматуни затруднилась указать сроки, а визиты наносятся периодически, и у комитета никогда не было препятствий.
«Касательно следующего визита, при возможности посетим. Специального дня не назначено. Мы очень хорошо ведем диалог с властями, также помогли в связи с коронавирусом, и продолжаем. Диалог с властями продолжается, и мы никогда не прекращали обмениваться информацией», - продолжила она.
А содержание диалога, по ее словам, относится к условиям проживания лиц, содержащихся в государствах, их правам, связи с семьей.
Для того, чтобы получить информацию о состоянии Арсена Багдасаряна, Карена Казаряна и Араика Казаряна, мы также связались с пресс-секретарем Министерства обороны РА, майором Шушан Степанян.
«Я не имею права сообщать информацию, это – в рамках полномочий «Красного Креста». Возможно они чего-то не говорят, чтобы не навредить процессу (имеет в виду возврат пленных – авт.)», - отметила пресс-секретарь МО.
Последняя также сказала, что не может предоставить информацию и о состоянии здоровья армянских пленных в Азербайджане, и «Красный Крест» наносит визиты, и организация уполномочена отвечать на эти вопросы.
Пресс-секретарь Армии обороны АР, полковник Сенор Асратян также не смог сообщить информацию о наших соотечественниках.
Представитель миссии «Красного Креста» в Арцахе Эстер Мусаелян не сказала большего, чем ее коллега Зара Аматуни.
Наши звонки пресс-секретарю премьер-министра РА Мане Геворгян и пресс-секретарю президента АР Давиду Бабаяну остались без ответа.
Артур Степанян - глава общины Ехегис, откуда родом Араик Казарян, сказал, что у них нет информации за последние 15 дней.
«До этого, когда поехал «Красный Крест», принесли оттуда их письмо, что «все нормально и т. д.». Письмо принесли 15-20 дней назад», - продолжил Степанян.
По его словам, недавно, когда они посетили семью Казаряна, прочли письма Араика Казаряна. По словам главы общины, мать Казаряна также хотела при помощи «Красного Креста» поехать в Азербайджан, чтобы увидеть сына.
«Ребенок написал в письме, что «не нужно, чтобы вы приезжали и др.». О состоянии здоровья знаем только то, что пишет: «нормально»», - заключил Артур Степанян.
А по словам отца Карена Казаряна из села Бердаван – Армена Казаряна – сын в плохом состоянии.
«Из «Красного Креста» нам передали, что он в плохом состоянии. У него проблемы со здоровьем. Ни с кем не общается, не разговаривает. Не выходит из тюремной камеры в разрешенное время, плохо ест», - продолжил отец Карена Казаряна.
Как передает Армен Казарян, у сына и раньше были психические проблемы, сейчас ситуация обострилась, он не принимает лекарств, состояние здоровья плохое. На вопрос, какие шаги совершаются для возвращения, ответил, что не знает, им ничего не говорят. О состоянии здоровья, по словам Армена Казаряна, сообщил врач «Красного Креста».
«Здесь он принимал лекарство, мы ему давали, здесь он был в нормальном состоянии, сейчас, когда не принимает, фактически, ситуация обострилась», - сказал Армен Казарян. На вопрос, что в последний раз власти говорили о сыне, ответил: «Ну, сказали: «возвратим»».
Мать военнослужащего по призыву Араика Казаряна Карине Багдасарян сказала в беседе с нами, что ходила в армянский офис «Красного Креста», и ей только передали письмо от сына.
На вопрос, как себя чувствует сын, что написал в письме, ответила:
«Написал, что приедет, но не знает когда. Как приедет – тоже не знает». По словам Карине Багдасарян, «Красный Крест» посещал сына 20-го февраля. А как к Казаряну относятся в Азербайджане, мать сказала, что сын таких вещей не говорит: «Он не может сказать, потому что рядом с ним стоят, он пишет. Это всем понятно».
А по части возвращения сына Багдасарян сказала, что власти ей сказали: «мы не можем осуществить обмен пленных, потому что Ваш сын – обычный солдат, мы не можем обменять его на заключенного в Шуши диверсанта».
Мать Араика Казаряна отметила, что в марте координатор юридического отдела Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Араик Залян в марте в связи с сыном направил заявление в Европейский Суд по правам человека, и оттуда ответили, что завтра, 14-го мая, будет ответ в связи с заявлением.
«Я сама написала заявление. В заявлении отметила, что «В Азербайджане ребенку угрожает опасность, пытки и др.». Всем нам понятно, что происходит. Хотя бы пусть отвезут в третью страну. Власти не предпринимают шагов», - детализировала Карине Багдасарян.
Последняя отметила, что военный следователь Арцаха сказал ей, что сына ждет 6-7 лет заключения свободы за дезертирство.
«Говорю: «есть видеокамеры, если мой сын покинул пост, ушел – покажите! Среди бела дня как может убежать солдат?» Если солдат 10:25 был на позициях, в 12 уже его показал азербайджанский канал. Мог ли он убежать днем так, что никто не увидел?» - сказала она. Мать собирается «бороться до конца».
Связаться с семьей Арсена Багдасаряна не удалось.
Отметил, что 34-летнего жителя села Бердаван Тавушской области Карена Казаряна суд по тяжким преступлениям Гянджи по сфабрикованному обвинению 27-го февраля 2019 г. осудил на 20 лет лишения свободы, а гражданина НКР Арсена Багдасаряна 5-го мая 2015 года – на 15 лет лишения свободы, также по сфабрикованному обвинению.
«Красный Крест» посетил также азербайджанских диверсантов, несущих наказания в уголовно-исправительном учреждении «Шуши» НКР Шахбаза Гулива, осужденного на 22 года, и Дильхама Аскерова – на пожизненное заключение. Они и еще один из их группы (Гасан Гасанов был убит правоохранительными силами Арцаха во время операции) во время диверсии в июле 2014 года взяли в плен, а затем убили 17-летнего Смбата Цаканяна из Карвачара.