Открыть ленту Закрыть ленту
2014_1112_ge_peak_oil_630x420_153843014
A A
Экономика

Что происходит на рынке нефтепродуктов? Компания «СиПиЭс ойл» обошла «Флэш»

Какова ситуация на рынке импорта нефтепродуктов в Армении в настоящее время, какие компании являются лидерами отрасли?

В статье «А1+», опубликованной около месяца назад, мы отмечали, что «монополия на перевозку нефтепродуктов остается, тариф на перевозку тот же, изменился только картель (крупное капиталистическое промышленное предприятие для достижения рыночной монополии). Если ранее в этом картеле был «Petrocas Energy» из Грузии, а из Армении компания «Flesh» (Флэш), то сейчас из Грузии «Терминал 1», а из Армении – компания «CPS Oil Corporation» (СиПиЭс ойл корпорейшен).

На эту тему «А1+» побеседовал с начальником отдела контроля над преобладающим положением и антиконкурентными соглашениями Управления защиты конкуренции Государственной комиссии по защите экономической конкуренции РА Айком Саркисяном.

Мы представили наблюдение, что в вопросе импорта нефтепродуктов Армении компания «СиПиЭс» занимает преобладающую позицию, и похоже также занимает монопольную позицию.

«Для того, чтобы быть более точными в выражениях, как таковой монопольной позиции на рынке бензина или дизеля, топлива в целом, нет. То есть монопольной позицией считается позиция, когда  имеется всего один игрок. В данном случае Вы наверное имеете в виду понятие преобладающей позиции с точки зрения нашего закона. То есть, да, компания «СиПиЭс» - это крупная импортирующая и реализующая компания. Да, в смысле нашего закона, это – преобладающая компания, но как таковая это – не монопольная компания, потому что кроме нее есть и другие крупные компании», - отметил в ответ Саркисян.

Касательно того, что «СиПиЭс» превзошла компанию «Флэш», по его словам, это – нормальный рыночный, экономический процесс, каждый год удельные весы импорта хозяйствующих субъектов меняются: «Да, был год, когда больше импортировала другая компания, сейчас – это «СиПиЭс»».

На наблюдение о том, что до «СиПиЭс» в этой отрасли преобладающую позицию занимала компания «Флэш», Саркисян ответил, что в случае понятия преобладающего положения не обязательно, чтобы его занимала одна компания, и согласно закону РА, преобладающую позицию могут одновременно занимать ряд компаний.

 «В частности, компания, у которой есть определенная доля на рынке или две компании вместе обладают 60% и более на рынке, три компании, занимающие определенный сектор рынка. То есть в этом случае конкретно по части бензина у нас есть три крупных игрока, которые с правовой точки зрения находятся на одной плоскости. То есть нельзя сказать, что в прошлом году преобладал «Флэш», в этом году стал «СиПиЭс»,  - продолжил чиновник из ГКЗЭК.

Он пояснил, что в одном году может привезти крупную партию «Флэш», иметь большие объёмы импорта и реализации, потом эта тенденция изменится.

Для того, чтобы ознакомиться с подробностями изменений на рынке Айк Саркисян советует посмотреть отчеты и доклад ГКЗЭК «Результаты исследования на топливных рынках «Бензин» и «Дизельное топливо» в 2019 году, который был опубликован 29-го января 2020 года.

В разделе результатов исследования «3.2 Объёмы импорта бензина и дизельного топлива» видим:

Импорт БЕНЗИНА

В 2017 году 4 хозяйствующих субъекта импортировали около 141 тысяч 868 тонн бензина, большую долю которого – около 97% - составили импорты компаний «СиПиЭс ойл корпорейшен» и «Флэш».

В  2018 году 6 хозяйствующих субъектов импортировали около 159 тысяч 966 тонн бензина, большая доля которых – 92% - была импортирована компаниями «СиПиЭс ойл корпорейшен», «Флэш» и «Макс Петрол».

В период с 1-го января по 1-е октября 2019 года 4 хозяйствующих субъекта осуществили импорт 146 тысяч 655 тонн бензина, на 100% - компании «СиПиЭс ойл корпорейшен», «Флэш» и «Макс Петрол».

Импорт ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

В 2017 году было импортировано 142 тысячи 557 тонн, наиболее крупными импортерами являются компании «СиПиЭс ойл корпорейшен», «Флэш», «Эй би экспорт» - с импортом около 97 тонн.

В 2018 году импортировали 6 хозяйствующих субъектов, около 97% импорта 153 тысяч 236 тонн дизельного топлива было осуществлено компаниями «СиПиЭс ойл корпорейшен», «Флэш», «Макс Петрол».

В период с 1-го января по 1-е октября 2019 года импорт осуществили 16 хозяйствующих субъектов, около 92% импорта 118 тысяч 650 тонн дизельного топлива осуществили компании СиПиЭс ойл корпорейшен», «Флэш» и «Макс Петрол».

В пункте 3.3 исследования (Объёмы реализации бензина и дизельного топлива) указаны объёмы реализации бензина и дизельного топлива.

Реализация БЕНЗИНА

В 2018 году было реализовано около 230 миллионов 379 тысяч литров бензина, реализацию осуществили 6 хозяйствующих субъектов. Крупными реализаторами являются компании «СиПиЭс ойл корпорейшен», «Флэш» и «Макс Петрол» -   с долей около 93%.

 

В период с 1-го января по 1-е октября 2019 года реализовали 4 хозяйствующих субъекта – около 102 миллионов 738 тысяч литров бензина. Наиболее крупные объёмы реализовали компании «СиПиЭс ойл корпорейшен», «СиПиЭс ойл», «Флэш» и «Макс Петрол» - около 99% (об остальном 1% речи нет).

Реализация ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

За 2018 год было реализовано около 207 миллионов 469 тысяч литров со стороны 6 хозяйствующих субъектов. Наиболее крупные реализаторы – компании «СиПиЭс ойл корпорейшен», «Флэш» и «Макс Петрол» - около 97%.

В период с 1-го января по 1-е октября 2019 года 7 хозяйствующих субъекта реализовали около 74 миллионов 326 тысяч литров. Наиболее крупными реализаторами были компании «СиПиЭс ойл корпорейшен», «СиПиЭс ойл», «Флэш» и «Макс Петрол» - около 93%.

Начальник отдела контроля над преобладающим положением и антиконкурентными соглашениями Управления защиты конкуренции ГКЗЭК Айк Саркисян также отметил, что полномочия комиссии распространяются только в пределах РА и на хозяйствующих субъектов, действующих в РА.

До мировых экономических колебаний, обусловленных коронавирусом, согласно данным ГКЗЭК, изменения тарифов, т. е. по части инфраструктур, не произошло, а изменение цены в основном бывает обусловлено (и ранее, и сейчас) изменениями на мировых рынках.

«Вне зависимости от периода приобретения (до-после коронавируса, или когда будет) если цена приобретения снижается, автоматически снижается и цена реализации топлива в Армении. Это – обычный процесс. Касательно процессов импорта, по сути, изменение удельных весов соответствует нормальным экономическим отношениям. Это – один из элементов конкуренции. Это свидетельствует о том, что (также изменения, которые сейчас активнее, чем ранее) на рынке началась сравнительно острая конкуренция», - подчеркнул он.

На вопрос, может ли он что-нибудь сказать о деятельности комплекса «Терминал 1», ответил, что процессы, происходящие за пределами РА, кто как привозит и т.д. не связано с деятельностью ГКЗЭК.

«Одна из наших основных функций на этих рынках – всего лишь то, чтобы мы пытались так сказать уточнить-понять соразмерны изменения или нет? То есть снижение цен, повышение цен, сохранение цен соразмерно ли с ценами приобретения, с ценами импорта, с изменением мировых цен?», - заключил он.

Ранее в связи с перевозкой нефтепродуктов мы также обратились с запросом к пресс-секретарю ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Рубену Грдзеляну. Он ответил: «Нефтепродукты на черноморских портах принимает и перевозит до «Садахло» компания «Грузинские железнодорожные линии», после чего компания «ЮКЖД» перевозит грузы по указанному в документе адресу.

Напомним, что в статье «Новая монопольная программа по перевозке нефтепродуктов в Армению по территории Грузии?            Что изменилось после визита Пашинян?» мы также писали, что армянская сторона пытается приобрести порт в Батуми, который на протяжении 49 лет на правах аренды принадлежит АО «КазМунайГаз», являющейся государственной собственностью Казахстана, однако переговоры о покупке объекта не принесли результатов.

Согласно нашему источнику, Армении, тем не менее, удалось перевезти грузы через комплекс «Терминал 1», который находится рядом с главным портом Батуми и обладает инфраструктурами для переработки нефтяных грузов, а также нефтяной платформой с выходом в Черное море.