Открыть ленту Закрыть ленту
maxresdefault (2)
A A
Интервью Политика

Артур Ванецян в ближайшее время активизируется и что-нибудь опубликует: Политический комментатор Армен Багдасарян

Интервью «А1+» с политическим комментатором Арменом Багдасаряном.

- Господин Багдасарян, после заявления министра ИД РФ Сергея Лаврова о нагорно-карабахском урегулировании, на столе карабахского конфликта лежит вариант поэтапного решения вопроса, и сегодня МИД этой страны сделал подобное заявление по этому вопросу. Почему РФ делает подобные шумные заявления одно за другим?

- Проблема в том, что одно дело вести переговоры, другое дело – вести обсуждение по тем принципам, в рамках которых должны иметь место переговоры. В случае урегулирования карабахского конфликта были приняты три принципа: неприменение силы, территориальная целостность и право на самоопределение. Премьер-министр РА уже несколько раз заявлял, что мы до переговоров должны понять, что в случае каждого из принципов что понимает Азербайджан и что понимает Армения. Мы должны уточнить, что понимает Азербайджан под самоопределением. Карабах должен самоопределиться в составе Азербайджана или должен самоопределиться вплоть до полной независимости? Пока нет полной конкретизации по этим вопросам, речь будет идти об обсуждениях, а не о переговорах.

Я бы хотел внести конкретику и в этапно-пакетную проблему. Создалось впечатление, что есть два документа. В действительности это не так. В действительности даже пакетный вариант предполагает поэтапное решение. Мы ведь понимаем, что в тот же день в тот же час не могут и беженцы вернуться, и коммуникации открыться. Просто, все эти вопросы должны быть согласованы пакетом, а осуществление происходить поэтапно. Следовательно, возникает последовательность выполнения шагов. То есть даже пакетное регулирование предполагает поэтапное решение.

- При прежних властях Мадридские принципы также предполагали поэтапное решение. Более того, говорилось, что после возвращения беженцев на втором этапе, в какое-то неопределенное время только НК должно было быть дано право на волеизъявление.

- Да. Мы понимаем, что пакетного варианта так или иначе не было. То есть переговоры шли, и сейчас, я уверен, идут по тому же принципу, что ничто не определен, пока все не определено. Условно говоря, если обсуждают 100 вопросов, и по 99 вопросам достигается согласие, но по 100-му вопросу не достигается, предыдущие 99 соглашений отменяются. При всех властях РА переговоры проводились по тому же принципу.

- В этом случае после этих заявлений С. Лаврова почему вы критиковали действующие власти за то, что они ведут переговоры по поэтапному варианту?

- Это абсолютно не имеет отношения к нагорно-карабахскому урегулированию, это имеет отношение к внутриполитической ситуации в РА. Ситуация в Армении довольно напряженная, в связи с эпидемией коронавируса и создавшимися из-за нее социально-экономическими проблемами. Оппозиция подняла голову, и РФ, по моему представлению, ее поддерживает. Проблема не только в заявлении С. Лаврова. Проблема в том, что, к примеру, российские власти неожиданно заявляют, что если не будет платежей, отключат электричество и газ. Это – звено той же цепи. Стоит задача вызвать в РА недовольство: поднять волну протеста как в случае карабахского конфликта, так из-за социального положения. То есть со всех сторон наносить удары по властям. Более того, я уверен, что в ближайшее время к этим ударам прибавится еще один: Артур Ванецян активизируется и что-нибудь опубликует. Если удары по властям поступают со всех сторон и одновременно, значит они будут мощны и шанс успеха будет велик. Думаю, против властей РА проводится тотальная атака, в том числе и со стороны внешний игроков.

- Несет ли А. Ванецян на себе влияние РФ?

- Либо несет влияние РФ, либо прежних властей РА. И поскольку в этом случае есть совпадение, то несущественно, кто распорядился, чтобы он это делал.

- Почему РФ обслуживает интересы оппозиции РА, что тоже самое – прежних властей?

- Проблема не в прежних властях, проблема в том, что действующие власти РА не принимаются в РФ за своих.

- С. Лавров, обратившись к вопросу цены на газ, сказал, что в РА у «Южнокавказской железной дороги» есть правовые проблемы, и что проблему цены на газ и этой компании нужно решать в одном и том же контексте. Таким образом С. Лавров предлагает торги властям РА, чтобы забыли злоупотребления ЮКЖД, за что РФ не повысит или понизит цену на газ?

- Можно рассматривать и в этом контексте из-за того, что у российских компаний здесь многочисленные работники. И если в РФ будут акции протесты, работники российских компаний – довольно серьезный ресурс для этого.

- Относитесь ли вы серьезно к заявлению о том, что РФ ведет подобную жесткую политику по отношению к РА, защищая Роберта Кочаряна?

- Это очень интересно в том плане, что если у РФ была цель навязать РА уступки по Карабахскому вопросу, и поскольку теоретически предполагается, что в случае подобных уступок должно быть сопротивление, которое могут возглавить Р. Кочарян и Серж Саркисян, значит, напротив, должна хотеть, чтобы Р. Кочарян продолжал оставаться в заключении. Но говорят о каких-то уступках армянской стороны и в то же время на различных уровнях и по различным каналам требуют его освобождения. Значит проблема не в том, чтобы навязать уступки в арцахском вопросе, а в том, чтобы поднять в РА волну протеста на эту тему и достичь смены власти.

- Пойдет ли РФ навстречу РА в вопросе цены на газ?

- Думаю, что нет, поскольку это – не экономический, а политический вопрос. И в этом вопросе от Армении будут ожидать политических уступок.

- А почему С. Лавров делал неверное заявление, что раньше Армении газ продавали по цене в несколько раз ниже мировых цен?

- Думаю, в этом плане ответ вице-премьера Мгера Григоряна был достаточно полным.

- Раньше хотя бы по вопросу цены на газ от РА не было столь жесткого противодействия. Подобное поведение властей РА не нравится РФ?

- Безусловно да, РФ по прежнему не смиряется с реалиями в РА, для РФ ближе статус старшего брата. Но это свойственно не только РФ, любые сверхдержавы не приветствуют самостоятельные позиции малых стран.

- В конечном итоге смирится ли РФ с несколько самостоятельной позицией властей РА или власти РА уступят?

- Это больше зависит от нашего общества. Выберет ли наше общество между социальными трудностями и суверенитетом уменьшение суверенитета? Поймем ли мы, что происходит и согласимся ли, чтобы наша жизнь стала хуже и не уступить ни сантиметра суверенитета? В этом вопросе я не столь оптимистичен. Думаю, что в этом вопросе у РФ довольно сильные козыри, и наши власти в ближайшем будущем ждут очень трудные времена. Но надеюсь, что нам удастся преодолеть эти трудности.