Открыть ленту Закрыть ленту
vahram_avanesyan_
A A
Интервью Экономика

Армения уже потеряла 2 миллиарда долларов: Ваграм Аванесян

В 2020 году реальный ВВП сократится приблизительно на 2%. Это было официально объявлено на заседании правительства в результате оценки применяемых в настоящее время ограничений в экономике РА и рисков, проникающих из внешнего мира, а также  влияния пакетов социальной помощи 150 млрд, применяемых для противодействия этим явлениям.

Таким образом, в 2020г. налоговые поступления в государственный бюджет по сравнению со сценарием снизятся приблизительно на 169, млрд драмов, дефицит государственного бюджета возрастет, достигнув 5,0% ВВП, а необходимость в дополнительном финансировании государственного бюджета составит около 260 млрд драмов.

 На вопросы «А1+» отвечает бывший министр экономики Ваграм Аванесян.

- Господин Аванесян, министр финансов Атом Джанджугазян сегодня сказал на заседании правительства, что кризис, вызванный эпидемией нового коронавируса «может оказать негативное воздействие 2-2,4 с точки зрения реального роста ВВП», а вы предсказывали падение на приблизительно 15%. Правительство оценивает ситуацию мягко?

- Я не оценивал величину экономического роста 2020г., я оценил, какие потери будут у РА от коронавируса.  Потери оценивались без вмешательств, без государственной поддержки, без инерционного роста, без роста развития. Это – базовая средняя оценка. В моих оценках не учитывалось, какое влияние окажут эти программы правительства на снижение экономического роста с точки зрения смягчения. И не нужно сравнивать мою оценку с оценками правительства. Но это не очень низкое число. Если мы по бюджету ожидали рост в 4,9%, а вероятности были до 7-8%, то 2-2,4% - очень ощутимое изменение.

- Вы также говорили, что после объявления чрезвычайного положения каждый день Армения будет терять по 51 млн долларов. То есть Армения уже потерпела убытки на 2 млрд долларов?

- Да, так получается, теряем. К примеру, в первые два месяца экономика росла, предполагаю, что по квартальным данным также будет расти, но потом негативное влияние уже будет существенным.

- Особенность этого кризиса в том, что любой прогноз пересматривается через неделю. Пересматривая Ваши предыдущие прогнозы, есть ли у Вас сейчас новые наблюдения?

- Мои оценки относительно Армении не были первичными. И те оценки, которые я дал относительно потерь мировой экономики, тогда изолировались еще 35% населения, между тем 10-15 дней назад – уже 55%. Очевидно, что сейчас оценки намного хуже. Тогда, по моей оценке, мир терял по 250 млрд долларов в день, сейчас уже – около 320 млрд долларов. Конечно, страны начали смягчать ограничения, но все равно, потери велики.  Я тогда оценивал, что не работая 20 дней, мир теряет 5 трлн долларов, сейчас уже скажу – 10-11 трлн долларов. А в случае РА, да, 51 миллионов, умноженные на 40, означает, что потеряли около 2 млрд долларов.

-  Что по Вашему дополнительно должно сделать правительство, чтобы смягчить последствия кризиса?

- Думаю, направления выбраны правильно, я понимаю осторожность правительства. Мое мнение можете оценивать как радикальное, но если ты не можешь закрыть все возможные варианты распространения вируса, нужно установить мягкий режим работы.  по-моему, с точки зрения распространения вируса не разрешать работать магазинам одежды не решает никакой проблемы, если разрешается работа продовольственных магазинов. Общение в продовольственных магазинах, возможно, более опасно.

- Если даже правительство решит признать недействительным чрезвычайное положение, все равно, туризм не будет работать, выезжающие на заработки не поедут и не будут отправлять деньги, цены на металлические ископаемые снизятся или как минимум не повысятся. А это имело существенное значение для нашей экономики. Какое влияние окажут эти негативные явления?

- Частные трансферы, которые отправляют выезжающие на заработки и родственники, в годовом разрезе составляют около 600 млн долларов, и такие будут потери. Это не входит в 51 млн долларов в день. Касательно туризма, то за последние 10 лет только в прошлом году РА имела небольшой положительный баланс в этой сфере. То есть выезжающие из РА туристы всегда тратили больше денег, чем приезжавшие тратили в стране. У Грузии всегда был большой положительный баланс, потому что туда гораздо больше приезжают, нежели выезжают. Пусть на меня не обижаются владельцы гостиниц, ресторанных бизнесов, но с точки зрения общей экономики, думаю, влияние в целом переоценено. А уже падение цен на металлы будет влиять на наш внешний баланс, но обычно было так, что когда цены падают, производство увеличивается. А влияние этого больше давит на валюту, поскольку горнодобывающая промышленность имеет большой вес в структуре экспорта. Но в экономике горнодобывающая промышленность составляет около 2,5%, и вновь не следует переоценивать влияние этой отрасли. Да, влияние негативное, но не очень большое.

- Вы говорите, что в результате снижения экспорта будет давление на валюту, в этом случае может ли в середине лета или осенью произойти девальвация драма?

- Да, снижение экспорта, когда импорт остается на том же уровне, может иметь подобное влияние. Но не нужно этого бояться, стабильность валюты меня не радует, потому что это плохо для экономики. Стабильность драма меня не радует. По-моему, для экономики РА лучше немного недооцененная, чем переоцененная валюта.