Открыть ленту Закрыть ленту
արսեն Ղազարյան
A A
Интервью Экономика

Почему грузоперевозки Ереван-Москва длятся 12-14 дней вместо 3-4

На вопросы «А1+» отвечает председатель «Союза промышленников и бизнесменов» Арсен Казарян

- Господин Казарян, в этот период коронавирусной пандемии перед какими проблемами встали армянские компании, осуществляющие грузоперевозки?

- Проблемы с грузоперевозками начались еще в начале марта, когда из-за метели дорога на протяжении 10-12-и дней была почти непроходимой, и у нас были большие скопления и в направлении экспорта, и в направлении импорта. После окончания метели вследствие применения чрезвычайного положения и карантина в регионе возникло второе техническое препятствие, которое продолжается до сих пор. И говорить, что в Ларсе у нас есть беспроблемные грузоперевозки, пока рано. Но перевозки не прекращаются, просто проблема в том, что удлинился срок перевозки: если до пандемии из Еревана в Московскую область мы добирались за 3-4 дня, сейчас до Ларса длится 7-8 дней. На территории Грузии есть карантинный режим: с целью предотвращения распространения вируса автомобили перемещаются со специальным сопровождением, а с 21-и часов вечера по 6 часов утра останавливаются на специальных стоянках.  На Ларсе вновь из-за вирусов и скоплений российская таможня работает очень осторожно и медленно, и перевозки иногда длятся 12-14 дней. Но если в регионе режимы не изменятся, Россия и Грузия не введут новых ужесточений, наши грузоперевозчики уже привыкли к этому режиму. В конечном виде у нас нет нарушения грузоперевозок.

- Увеличение времени разумеется повышает себестоимость грузоперевозки.

- Несущественно. Дополнительные расходы возникают в основном в плане увеличения суточных водителей, но за это время у нас было снижение цены на топливо и в РФ, и в Армении, и это компенсирует продление транзита. Просто продление транзита мешает эффективному использованию общего автопарка. Но наша компания и  около десятка крупных перевозчиков, работающих с нами, сегодня выполняют свои заказы, и на рынке грузоперевозок нет повышения цен. На прошлой недели завершился крупный конкурс компании «Кока-кола», в котором мы принимали участие, и представленные нами цены были ниже, чем до пандемии. Сегодня все мы поняли, что значит форс-мажорные условия, и возникновение непредсказуемых препятствий в этих условиях. Но и как перевозчик, и как председатель «Союза промышленников и бизнесменов», который постоянно получает информацию из разных отраслей экономики, могу сказать, что существенных проблем с перевозками у нас нет.

Наша основная проблема в том, чтобы в наших производственных компаниях не было распространения коронавируса и массовой изоляции людей, что может вызвать нарушение производственного цикла. В плане перевозок порт обслуживает, грузы беспрепятственно поступает. Немного тяжелый переходный период, мы словно достигли ситуации в начале 90-х, когда товар добирался из Поти в Ереван не раньше 10 дней.

- А каковы темпы импорта пшеницы? Существует мнение, что на этом этапе пандемии у нас может возникнуть проблема с пшеницей, что вызовет проблему с хлебом?

- До сих пор пока проблем нет. Наш основной рынок, откуда наши 4-5 крупных инвесторов импортировали пшеницу за последние 3-4 года, это РФ, просто по регламентам ЕЭАС установлен режим, запрещающий экспорт пшеницы в страны, не являющиеся членами ЕЭАС. Мы, как промышленник, предложили правительству, чтобы наши крупные импортеры зерновых работали как раньше с судами, просто их себестоимость повысится на 25-28 долларов по сравнению с перевозками из РФ автомобилями. Предложили, чтобы правительство компенсировало эту разницу, чтобы мы могли не допустить роста цен. Основная наша проблема в экономики – это сферы обслуживания, туризма. Также почти прекратились заказы на электронику и радиотехнические товары. Если с середины мая мы снимем запрет на эти сферы, объёмы за месяц восстановятся.

- По Вашим данным или хотя бы на примере компании «Апавен» насколько снизились грузоперевозки в марте?

- Я не могу указать закономерность на примере нашей компании, у нас 15-20% спад импорта, спада экспорта не было. Квартал завершился только что, и пока не подытожены статистические данные.

- Вскоре наступит горячий сезон экспорта сельскохозяйственной продукции, и с какими проблемами столкнутся экспортеры?

- Основной проблемой будет не перевозка, а платежеспособность рынков. 90% нашего рынка сельскохозяйственной продукции – РФ, эта проблема может возникнуть из-за платежеспособности РФ. Не дай бог, от экономического спада или коллапса РФ. Если этот рынок сможет удержаться, у нас не будет проблем.  Даже алкогольные напитки, которые не имеют жизненно важного значения, но в РФ продажи выросли на 25%. То есть в РФ наш алкоголь до сих пор пользуется спросом.

- То есть в эти дни пандемии русские сидят дома и пьют?

- Да. Это у них национальная культура. Проблема в том, чтобы не упала их платежеспособность, рубль не обесценился бы еще больше, и наши экспортеры не имели бы больших финансовых потерь. Значительная часть договоров наших экспортеров заключаются в рублях. Но основное беспокойство – распространение вируса. Из РФ мы перевезли наших соотечественников, и из-за двух человек заразились пассажиры всего самолета. И я очень рад, что соседней Грузии пока удается оставаться в более сдержанных цифрах. Несмотря на то, что у меня, как перевозчика, есть потери, я доволен, что вводят столь строгие сопровождения, и уже месяц как ездят наши водители, и никто не заболел.

- Во время вопросов-ответов НС с Правительством один из депутатов поднял вопрос о том, что на российском пропускном пункте в Ларсе бывает много ненужных проверок и задержек. Какие дополнительные проблемы создает российская сторона?

- Когда мы говорим об экспорте-импорте на автомобилях в РФ, нашей Ахиллесовой пятой являются вечно нерешаемые технические и административные проблемы пропускного пункта в Ларсе. Я говорил всем нашим правительствам, что у союзных властей очень слабое влияние на власти Ларса, Осетии. И этот пропускной пункт слаб не только технически: это узкая горная дорога, слабо и администрирование: работа компьютеров, поведение таможенников, коррумпированность, сегодня к этому прибавляются проверки и дезинфекции. Но эти проблемы обусловлены также организованность, дисциплинированностью компаний автоперевозчиков, их подчинением указанным регламентам.

Все это – запутанный клубок, сколько б о нем мы ни говорили, сколько б правительство не искало выхода, он сохраняется. К этому добавляется и то, что через тот же Ларс экспортируется большое количество товаров из Турции в РФ и Среднюю Азию. И таким образом растут очереди.