Открыть ленту Закрыть ленту
Թաթուլ Մանասերյան
A A
Интервью Экономика

Я призываю не покупать доллары: Татул Манасерян

На вопросы «А1+» ответил экономист Татул Манасерян

- Господин Манасерян, после объявления чрезвычайного положения обменный курс драма к доллару медленно обесценился, но на этой недели вновь поднялся. Премьер-министр Никол Пашинян два дня назад заявил, что Центральный банк купил на валютном рынке 8,1 миллионов долларов. «Это не может иметь другого обьяснения, кроме доверия финансового рынка к антикризисной политике правительства», - написал премьер-министр. Но бывший депутат от РПА Гагик Минасян говорит, что ЦБ продал около 125 млн долларов, чтобы допустить резкое падение драма. Официальной информации нет, но, как по Вашему, делает ли ЦБ подобные интервенции для того, чтобы обменный курс драма резко снизился?

- В этом случае доверия к драму играет не последнюю роль, хотя не исключаю, что для того, чтобы не допустить потрясений ЦБ готов использовать весь имеющийся в его распоряжении инструментарий. Но общая ситуация подсказывает, что в таких странах с компактной экономикой, как Армения, не может быть таких больших колебаний, какие бывают в странах, имеющих большую территорию, экономику. Если учесть, какое падение пережил рубль, драм выгодно отличается. В последние годы драм вообще был довольно устойчив. Можно сказать, что это – единственная валюта на постсоветском пространстве, которая не обесценивалась так, как все, причем на два порядка, некоторые даже на три порядка. А в нашем соседнем Азербайджане в результате девальвации валюты даже закрылись банки.

- В этом году по всей вероятности гастарбайтеры не выедут в РФ и не будут посылать денег, не приедут туристы и не потратят здесь денег, у нас будут проблемы с экспортом. То есть приток валюты резко сократится. Не окажет ли это давление на драм, чтобы он обесценился или вырос обменный курс доллара?

- Конечно, все возможно. Первая отрасль, которая очевидно страдает, это – туризм, но это носит мировой характер. Затем – строительная отрасль, которая в прошлом году зарегистрировала большую активность. Эти две сферы развивают взаимосвязанные с ними отрасли и окажут на них негативное воздействие. Долларовость и в Армении, и во всем мире высока. Если обратить внимание на колебания этой валюты, обусловленные развитием американской экономики, и заметим, что колебания доллар-евро предопределяют цену все остальных валют. Конечно, я не исключаю интервенцию ЦБ, считаю, что это будет оправдано для предотвращения потрясений, но за последние 10 лет я не замечал, чтобы проводимая валютная политика шла против нормального процесса. Нужно придавать большое значение стабильности собственной валюты и материализовать ее, однако, к сожалению, я не вижу этой материализации в правящих кругах экономики.

- Какие шаги должны были предпринять, чего не делают?

- Шаги, привлекающие инвестиции, а инвесторы приходят не только ради финансовой стабильности. В то же время должна быть высока привлекательность инвестиционного поля, в направлении чего правительство должно предпринять шаги. Это будет материализация финансовой стабильности.

- Вы отметили падение российского рубля в последние месяцы. Наши бизнесмены недовольны, что драм не обесценивается соразмерно рублю, из-за чего они терпят убытки при экспорте в Россию.

- Нет такого, это – непрофессиональный подход. У каждой страны свои особенности, у нас нет системы фиксированного обменного курса, чтобы драм колебался соразмерно валюте какой-либо страны. Причина убытков, которые потерпели экспортеры за этот период, в основном кроется в падении платежеспособности граждан РФ. Также напомню, что армянский драм теоретически может быть препятствием в том случае, если армянские товары и услуги будут иметь такую высокую конкурентоспособность, что последним действующим фактором будет валюта. Не думаю, что это – препятствие для развития экспорта.

- Тем не менее, нет ли у вас опасения, что в этой ситуации глубокого кризиса драм резко обесценится?

- Все возможно, но драм нужно рассматривать не как обслуживающий инструмент, мы должны серьезно относиться к нашему государственному символу. Пять лет назад, когда драм обесценился, в партнерской РФ рубль девальвировался еще больше, а доллар демонстрировал неопределенности, и наша валюта обесценилась несравнимо более медленными темпами. Для меня непонятная болезнь, что люди меняют драм на доллары. Как ни странно, доллар проявил гораздо более нестабильное поведение. И покупая доллары, люди во многих случаях теряют деньги. Это бывает и при обмене, и во время девальвации доллара, что иногда бывает для того, чтобы способствовать экспорту США. И я не понимаю стремление некоторых людей любой ценой покупать доллары. К счастью, население не всегда идет на это. В худшем случае мы можем иметь девальвировавший драм, но иметь национальную валюту. В противном случае у нас будет серьезная зависимость, которая не будет ограничиваться только финансово-экономическими факторами. У нас будет некоторая потеря независимости.

- И в этой кризисной ситуации вы призываете не покупать доллары?

- Конечно. Я всегда придерживался этого мнения и никогда не имел стремления перевести мои личные сбережения в доллары. Если у людей есть расходы, обслуживаемые в долларах, это – другой вопрос, но покупать доллары и класть их на депозит или под подушку я считаю неверным. В особенности когда драмовые вклады имеют более высокую ставку.