Открыть ленту Закрыть ленту
241337781521870683
A A
Интервью Политика Экономика

Власти Армении должны серьезно биться за цены на газ: Арам Манукян

«А1+» побеседовал с вице-председателем АНК Арамом Манукяном о возможном подорожании цены на газ.

- Господин Манукян, несмотря на то, что премьер-министр Никол Пашинян на этой неделе обсудил с президентом Беларуси Александром Лукашенко вопрос высокой цены на полученный из России газ, и вице-премьер Мгер Григорян предложил российской компании «Газпром» начать переговоры по снижению цены на газ, дочерняя компания этой организации в Армении «Газпром Армения» заявила, что намерена подать заявку на подорожание. Как вы оцениваете эти противоположные шаги?

- Во-первых, в комиссии, регулирующей Общественные услуги, пока нет заявки о повышении цен. Есть всего лишь заявление компании «Газпром Армения» о том, что они намерены обратиться за пересмотром цен. Но напомню, что еще в декабре правительство заявила, что до 1-го апреля в Армении цена на газ не изменится. То есть с 1-го апреля должны были завершиться старые договоренности, начаты переговоры по новым ценам. Но если «Газпром Армения» обратится в КРОУ, это не будет однозначно означать повышение цен. А если иск будет удовлетворен, будет 36-процентное подорожание для социально неимущего слоя, который использует до 600 кубометров газа в год. Это будет для них тяжелым ударом. Этот слой использует очень небольшой объём, до 2% поступающего в РА газа, и суммарно компания почти ничего не выиграет от этого подорожания.

Будет подорожание приблизительно на 17% также для хозяйствующих субъектов, использующих более 10 тысяч кубометров. Это, бесспорно, нанесет ущерб производству и водителям автомобилей, работающих на газе. Производители потребляют 10-12% поступающего в РА газа. У них произойдет подорожание, что в и без того кризисной ситуации, когда из-за коронавируса происходят сокращения сотрудников, будет двойным ударом. Будет тяжелый удар и для производителей электроэнергии посредством газа, около 22-23% поступающего в Армению газа потребляет эта сфера. У них также будет подорожание. Но правды ради нужно сказать, что газ немного подешевеет для рядовых потребителей – около 80 тысяч семей, которые используют меньше 10 кубометров, но больше 600 кубометров.

- А какова логика того, что «Газпром Армения» хочет повысить цену на газ для самого неимущего слоя.

- Не могу сказать, но очевидно, что повышение цены на газ строжайшим образом нанесет ущерб экономике РА. Насколько я понимаю, с президентом Беларуси Александром Лукашенко также обсуждали вопрос единой политики неповышения цен на газ на границе со странами ЕЭАС. Власти РА должны пытаться пойти по пути удешевления, исходя из новой ситуации. Мировые лидеры во время онлайн собрания крупной двадцатки договорились оставить открытыми коридоры всех стран, чтобы ни одна страна не пострадала в случае импорта и экспорта товаров первой необходимости. В случае цены на газ нужно вести серьезную битву, в противном случае экономика РА встанет перед очень тяжелыми проблемами.

- Но РФ использует газ в качестве политического фактора, и взаимосвязанные экономические факторы, в том числе падение цен на нефть, иногда не играют роли.

- Правильно. Но исходя чисто из интересов экономики РФ, они также хотят удержать свою экономику от потрясений. Но здесь возникает обратный вопрос: а наше стратегическое партнерство, а нахождение в единой экономической системы? Это факты, и РФ должна вести иную политику с теми странами, с которыми она находится в подобных отношениях. Должны вестись серьезные переговоры, кроме того КРОУ должна отклонить это предложение, чтобы удержать экономику нашей страны от новых потрясений.

- Переговоры ведутся с 2019 года. Фактически не было достигнуто успеха, что подается заявка на повышение?

- Не то, чтобы были полные провалы, тем более, что в 2019г. газ на границе подорожал на 15 долларов, но для абонентов он остался тем же. «Газпром Армения» снизил за свой счет.

- Ранее, когда вы были членом газовой комиссии в НС, вы утверждали, что будет иметь место удешевление на 20-25%.

- Конечно. Но я говорю, что хотя бы на этом этапе нужно предотвратить подорожание, только потом обсуждать вопрос удешевления – за счет благотворительности, высоких зарплат сотрудников, снижения потерь и прочих расточительных расходов. Также скажу, что опыт показал, что подорожания на 10-15% приводят к сокращению потребления газа на 5-6%. То есть «Газпром Армения» должен понимать, что подорожание приведет к сокращению его объёмов импорта, и в суммарном плане они ничего не выиграют. А в некоторых местах люди откажутся от использования газа: будут рубить деревья и жечь дрова, как они делали раньше.