Почему в РА закон не выносится на референдум?
В действующей конституции чрезмерно ограничена возможность прямой демократии, - считает председатель КС Гагик Арутюнян.
По его мнению в новом проекте конституции, находящемся на стадии разработки, нужно уделить наибольшее внимание средствам прямой демократии: “Надеюсь, что наши дискуссии приведут к тому, что возможности прямой демократии будут гарантированы конституционно”.
А как народ в Армении должен осуществить свои функции?
Конституция РА дает ответ – посредством свободных выборов и референдумов. Причем, Конституция предусматривает не только общегосударственные, но и местные референдумы: “Члены общины могут непосредственно участвовать в управлении делами общины, посредством решения вопросов общинного значения местным рефередумом” (Статья 107).
Граждане РА путем референдума могут изменить не только главный закон страны, но и остальные законы. По статье 112 Конституции, законы выносятся на референдум по предложению Национального собрания или правительства и законы, принятые на референдуме, изменяются только референдумом.
Однако вариант принятия законов посредством референдума в Армении никогда не действовал. Это отмечает также председатель Конституционного суда, который также с горечью отмечает: чем меньше гражданин непосредственно участвует в принятии решений, тем больше он отчуждается от властей.
“Обладатель властью должен быть в состоянии не только формировать институты, но и практически участвовать в реализации власти и контроле над властью”, - говорит он. Вообще, господин Арутюнян считает, что во всем мире идет опасный процесс.
«Демократия – это оптимальное разделение властей. Между тем происходит процесс, когда в рамках представительской демократии не удается полноценно разделить ветви власти. Когда формируются коалиции, когда одна партия имеет больше пятидесяти процентов голосов, когда происходит сращивание политического, экономического, административного потенциала, в этом случае принцип разделения властей действует постольку-поскольку. Это приводит к ослаблению основ правового государства и демократии, потому что не решается вопрос конституционизации власти, социального поведения личности»,- говорит Гагик Арутюнян.