Тер-Петросян о внеочередном заседании
Никакая политическая сила не имеет права срывать внеочередное заседание, созванное по инициативе трети депутатов НС,- считает первый президент РА Левон Тер-Петросян.
В газете «Чоррорд инкнишханутюн» был опубликован комментарий первого президента Армении, лидера АНК Левона Тер-Петросяна по поводу инициативы АНК созвать внеочередное заседание НС.
«Поводом для настоящей публикации стала наглая угроза умников-республиканцев сорвать сегодняшнее внеочередное заседание НС, якобы, на основании отсутствия кворума.
До оценки сути этой угрозы, однако, выясним, на самом ли деле кто-то может, точнее, имеет право срывать внеочередное заседание, созванное, как минимум, одной третью от общего числа депутатов.
С юридической точки зрения, однозначно нет, поскольку это - императивное требование закона, закрепленное в статье 70 Конституции РА: «Внеочередную сессию или внеочередное заседание Национального Собрания созывает Председатель Национального Собрания по инициативе Президента Республики, не менее одной трети от общего числа депутатов или Правительства. Внеочередная сессия или внеочередное заседание проводится по повестке и в сроки, установленные инициатором». Это конституционное положение дословно повторяется также в статье 41 закона-регламента НС РА.
Положение, следовательно, превращает в императив проведение внеочередного заседания, созванного по инициативе, как минимум, одной трети от общего числа депутатов, и никто, в том числе и на основании отсутствия кворума, не имеет права его не созывать.
Это значит, что председатель Национального Собрания обязан не только созвать это заседание, но и обеспечить необходимый кворум, руководствуясь ст. 6, п. 1 закона-регламента НС РА, согласно которому «Депутат обязан участвовать в заседаниях Национального Собрания».
Иначе это право, данное парламентскому меньшинству по Конституции, полностью теряет смысл, превращаясь в совершеннейшее пустословие. Если какое-либо право, закрепленное по Конституции, по какой-то причине невозможно реализовать, то оно сразу же становится лишним, что не соответствует сущности конституционности.
В данном случае, весь смысл наличия права заключается именно в том, чтобы, пользуясь им, парламентское меньшинство хотя бы имело возможность представить обществу свою точку зрения по поводу какого-либо вопроса.
Так что республиканцы или правящая коалиция, хотят они того или нет, все равно, обязаны участвовать во внеочередном заседании, и выразить свое отношение не отсутствием кворума, а посредством голосования, предстоящего по итогам этого обсуждения.
Но если, вопреки Конституции и разуму, руководствуясь «версией об умопомешательстве», они, тем не менее, выберут путь провала внеочередного заседания, то кроме, как спесью, провинциальным «хамством» или выражением абсолютной правовой неграмотности это назвать нельзя.
Учитывая безграничную порочность режима и его приспешников, нельзя исключать, что они выберут именно этот путь.
Но это вовсе не значит, что парламентская оппозиция должна отчаяться и отказаться от намерения реализовать свое конституционное право. Если внеочередное заседание не состоится, то она сразу же должна обратиться в Конституционный суд Армении с требованием немедленно рассмотреть конституционность проблемы.
Могут возразить, что Конституционный суд, по привычке, вновь оправдает очередное превышение закона, допущенное режимом. Ничего, и это результат: пусть так поступит и еще раз дискредитирует себя, хотя трудно себе представить, может ли он еще больше себя дискредитировать.
Кроме правовой составляющей, у вопроса есть также важная политическая составляющая.
Очевидно, что совместная инициатива всех оппозиционных политических сил, представленных в парламенте, само по себе знаменательное событие в политической жизни Армении. Конечно, ошибочна распространенная в прессе информация о том, что якобы это единственный случай за последние 15 лет.
Прецеденты, на самом деле, были, но все они, к сожалению, провалились или из-за отсутствия этого пресловутого кворума, или с помощью Конституционного суда. Оппозиция на этот раз не вправе этого допустить и в рамках закона должна сделать все, чтобы достичь своей цели».