Открыть ленту Закрыть ленту
A A

"Мы не можем постоянно оставаться заложниками"

Общество
859daf76abee1dec79e97f76dc230e3e

8 мая - День ополченца-еркрапа. В канун праздника "А1+" направил два вопроса руководителю Союза ополченцев "Еркрапа", бывшему заместителю министра обороны РА, генерал-лейтенанту Манвелу Григоряну.

- В последнее время темой для обсуждения стало то, почему в "Еркрапа" вступают люди, которые не принимали участия в войне. Вы этим решаете какие-то иные проблемы?

- Ополченцы - весь армянский народ, все те, кто живет на своей родине и обустраивает ее. Если, говоря об участии в войне, вы под этим понимаете только тех, кто в те дни с оружием был на границе, то значит, в войне участвовало всего 20 тысяч человек, не более. А в реальных боевых действиях не участвовало и двадцати тысяч: они были в резерве.

Но разве не ополченцы те, что держал наш тыл? Если бы в те дни весь армянский народ не жил девизом "Всё для границы, всё для фронта, всё для Арцаха", то как бы мы победили в этой войне? Если бы гюмрийцы и спитакцы, совсем недавно пережившие землетрясение, оставшиеся без крова и столкнувшиеся с социальными проблемами, уехали из страны, а не остались бы геройски и не внесли своего вклада для фронта, мы бы победили?

В боях участвовали все те, кто в трудные годы остался и жил в Армении-Арцахе. Разве не ополчены те, кто и сегодня, проживая на границе, укрепляют ее? Как можно не считать ополченцами тех армян диаспоры, которые помогали и помогают обустройству родины? Солдат, охраняющий сегодня нашу границу,- разве не ополченец? Разве не ополченцы - ветераны Великой Отечественной? Разве не ополченцы - наши деятели интеллигенции,, которые боролись и борются своим пером, врачи, которые в своих клиниках лечили и лечат ставших инвалидами азатамартиков? Повторяю: ополченцы - весь армянский народ. Или вы хотите видеть "Еркрапа" ветеранской, стареющей, исчерпывающей себя структурой? Не будет ли это для Армении слишком большой роскошью?

Вы считаете, что война закончилась, и угрозы войны больше никогда не будет? А мы другого мнения. Мы руководствуемся известным императивом: "Хочешь мира - готовься к войне". Мы считаем, что к войне надо быть готовым каждую секунду. Еркрапа - лучший тип армянина, того армянина, который держит страну, который 24 часа в сутки живет ее заботами. И сегодня в нашей структуре много таких людей.

- Осталась ли прежней Ваша позиция, или позиция СОЕ, относительно переговоров по урегулированию карабахского вопроса и армяно-турецких отношений? Вы остаетесь радикалами?

- А что же нам еще делать? Мы - против того, чтобы упомянутые два вопроса связывались друг с другом. В вопросе Арцаха нам вообще уступать нечего. Ненасытный турок начал против нас войну, а мы принудили его к миру, кровью наших товарищей начертив и ту границу, которая гарантирует безопасность Армении и Арцаха. Нарушать эту границу - опасно.

Терять хотя бы пядь земли означает, во-первых, предоставить Азербайджану позиционное преимущество, во-вторых - увеличить границу с Азербайджаном. А это потребует дополнительных человеческих, финансовых, технических ресурсов. Что касается отношений с Турцией, скажу: мы не против нормального соседства, если этот вопрос не увязывается с Карабахом, если мы не отрекаемся от своей истории, не отказываемся от требования международного признания и осуждения геноцида, выплаты компенсаций.

Мы не можем простить туркам их вину, пока они сами этого не осознали, не покаялись и не попросили о снисхождении. И скажу, что обязательно также, чтобы наши законы, наша экономическая политика приводились в соответствие с той ситуацией, чтобы в случае открытия границы с Турцией мы не проиграли, а реально выиграли. Мы не можем постоянно оставаться заложниками хитрой турецкой политики.