Молоко обесценивается
Дорожает все, в том числе и молочные продукты, однако заготовители продолжают скупать молоко у крестьян, в лучшем случае, за 100 драмов.
Вопрос скупки молока стоит очень остро. Сегодня наши крестьяне очень страдают и задача сельских старост - суметь урегулировать этот вопрос. «Перерабатывающие предприятия повысили цену на свою продукцию на рынке, но отказываются платить крестьянам побольше. Пол-литра воды стоят 150 драм, а литр молока - 100? Это нелогично»- говорит марзпет Сюника Сурен Хачатрян.
В сельских общинах региона заготовкой молока занимаются «Аштарак кат», компания «Элора», сыродельня села Цгук и Спандарянский цех по производству сгущенного молока.
Многолетний опыт убедил Гарника Туняна, что крестьянская доля - тяжкий труд. «В горах, в дождь, в грозу, в засуху..., а продаем за бесценок»,- жалуется он.
80 драм за литр молока, за эту цену весь прошлый год, крестьяне продавали заготовительным предприятиям плоды своего труда. А в магазинах, например, литровая упаковка молока компании «Аштарак кат» стоит 350 драм, более, чем вчетверо дороже! Крестьяне негодуют: перерабатывающие компании получают сверхприбыли, а они...
«Литр молока не стоит литра Джермука, килограмма соли»,- говорит житель Ахлатана, Радик Айрапетян,- «невыгодно, имел 75 коров, сегодня - 5. Так удобнее. Содержу еще 15 бычков».
«Труд крестьян не ценится»,- вздыхает Соня Ованнисян.
«Литр молока мы сдаем по цене пол-литра тана, а ведь из литра молока получается 5-6 литров тана»,- делится собственными расчетами Валерик Минасян.
Житель села Сарнакунк, Маис, предпочитает свое молоко перерабатывать самостоятельно: изготовляет сыр и продает его за 1100-1200 драмов. «Так выгоднее, из 9-10 литров молока получается килограмм сыра, а сыворотку, получаему в процессе производства, скармливаю свиньям или телятам. А когда сдаешь молоко, оплату задерживают, да еще норовят обсчитать»,- говорит он.
«Сельским старостам поставлена задача помочь крестьянам. Если 2-3 дня они не будут сдавать молоко заготовителям, те будут вынуждены предложить большую цену, я уверен. От этого крестьянин выиграет»,- говорит марпет.
Согласно марзпету, мегриец преодолевает долгий путь, чтобы доставить урожай в столицу и за бесценок отдать перекупщику.
«Я достиг того, что сегодня мегриец продает плоды своего сада, продает по удобной для себя цене прямо из своего дома, так должно быть и с молоком. Крестьянин должен ценить свой товар и продукцию»,- говорит марзпет.
Армен Овакимян