Дубинка – чтобы закрывать СМИ
"Этот проект может стать для властей дубинкой в вопросе борьбы с неугодными средствами массовой информации",- сказал сегодня в НС независимый депутат Виктор Даллакян.
Речь идет о рожденном коалицией законопроекте, который, по требованию Евросоюза, декриминализует статьи о клевете и оскорблении. Взамен довольно большие штрафы придется уплатить тому человеку или тому СМИ, кто клевещет или оскорбляет достоинство и доброе имя другого.
Между прочим, согласно проекту, оскорблением может также считаться публичное высказывание, оценивающее замечание и мнение. А это - очень обширные понятия (можно ли расценивать беседу сидящих во дворе стариков как публичное заявление?)
Этот факт заботит руководителя фракции «Наследие» Степана Сафаряна: «Получается, что людей лишают права иметь мнение и оценивать того или иного чиновника».
А Армен Мартиросян из того же «Наследия» выразил недовольство как провластной, так и оппозиционной прессой и заметил, что печать стала такой ругательной, потому что, нет свободного, независимого телевидения. «Если откроются «А1+» и «Ноян тапан», на телевизионном поле создастся естественная конкуренция, в результате чего повысится качество телевидения, и люди больше не будут в поисках дешевых сенсаций покупать «желтую прессу»,- сказал Мартиросян и добавил: «Вместо того, чтобы лечить головную боль, хотят вообще отрезать голову».
Но существование даже сегодняшней ругательной прессы для многих чиновников, по словам Даллакяна, играет роль смирительной рубашки: «Излишек ругани, быть может, даже предпочтительнее нехватки свободы слова».
Подчеркнув роль прессы, он напомнил вопрос, заданный в свое время Томасу Джефферсону: «Вы предпочтете правительство без прессы или прессу без правительства?» И президент США ответил: «Прессу без правительства».
Даллакян сообщил, что он будет голосовать против законопроекта.
Все выступавшие - и представители коалиции, и оппозиционные депутаты были недовольны прессой. Что констатировала и бывший журналист Наира Зограбян, отметив, что сфера имеет проблему урегулирования. «Нам нужна профессиональная пресса»,- сказала г-жа Зограбян и напомнила о том, что в некоторых европейских странах за клевету лишают свободы на срок до 7 лет. А нынешний законопроект может оказать очень хорошее воздействие, если внести определенную четкость.
Член фракции АРФД Арцвик Минасян, отметив, что до сих пор ни одного журналиста не привлекали к ответственности по статьям 135 и 136 УК, сказала: «Если этот закон не действовал, зачем мы его меняем?»
«Очень хорошо, что этот закон не действовал,- заявил руководитель фракции РПА Галуст Саакян,- потому что именно таков наш менталитет: мы просто так не предъявляем иски друг против друга. Кроме того, традиции имеют бóльшую силу, чем законы».
А автор проекта Ованес Маркарян по завершении обсуждения заметил: «В законопроект было внесено столько изменений, что это мне напомнило карту Индонезии»
Законопроект будет поставлен на голосование в первом чтении в приличествующий для этого момент.