Открыть ленту Закрыть ленту
A A

Кавказские проблемы - в Кавказском суде?

Общество
2c3cf964712fb2b3fc0cf68b46df3fcc

Азербайджанский адвокат подал иск против России в защиту чеченского народа. Грузинский адвокат представил в суде интересы России, оправдывая действия последней во время Чеченского конфликта.

Тема суда, проводимого в Кавказском символическом суде по правам человека, "Лейла Мадатли против оппонентов проведения международного уголовного правосудия по Чеченскому конфликту".  Впервые суд проводился не на русском, а на английском языке.

Для участия в судебном разбирательстве в Грузию приехали представители Армении и Азербайджана. Они вместе с представителями Грузии заняли места судей, однако вердикт вынесли не они, а аудитория. (Несмотря на то, что аудитория в этот раз была не столь активна, но, по мнению организаторов, причина, вероятно, заключалась в страхе излагаться на английском языке). Вердикт присяжных судебного разбирательства, продлившегося почти полтора часа в гостинице "Варази" (Тбилиси), был в пользу истца.

Отметим, что данный символический суд организовали "Альянс женщин за гражданское общество" (Азербайджан), "Кавказский центр гражданских слушаний" (Грузия), "Кавказский центр миротворческих инициатив" (Армения) при участии Национального фонда содействия демократии (NED).

После суда мы провели беседу с директором программы, профессором Ниязи Мехти.

- Kак родилась идея проведения символических судов в южно-кавказском формате?

- Мы, до рождения этой идеи, в течении 5-6 лет проводили в Азербайджане процессы Символического конституционного суда. Наша НПО именно так и называлась. В 90-е годы у нас очень много проводились правозащитные акции, нацеленные на конкретные факты. Вот тогда я подумал, что неплохо будет обсуждать законы с точки зрения нарушения прав человека в форме дебатов между двумя оппонентами. Когда я обсуждал эту идею с известным у нас теоретиком демократии Хикметом Гаджизаде, он смутно вспомнил какой-то правовой опыт в Народном Фронте, далее это навело его к судебным играм в юридических факультетах, и он воскликнул "Символический Конституционный Суд". Так оформились идея и название нашей неправительственной организации. Ныне она является ветвью "Альянса женщин за гражданское общество".

Когда мы начали проводить наши первые суды, я заметил, что нечто подобное проводится и в НТВ. Однако, даже несмотря на такие аналогии, могу сказать, что остается некоторая оригинальность наших программ. Мы обычно подвергаем судебному разбирательству не конкретные жизненные ситуации, а законы. В течение многих лет мы обсуждали Азербайджанские законы с точки зрения следующих вопросов: нарушают ли они права человека, насколько они реальны, какие коррупционные ситуации порождают они?

В Упсале в библиотеке я наткнулся на материалы Интерамериканского суда по правам человека. Тогда у меня возникла мысль, что если Америка повторяет опыт Европейского суда, то почему бы нам не делать то же самое в символической форме?!

- Может ли это стать моделью для Кавказского суда по правам человека?

- Конечно, основное оправдание нашей программы заключается в том, что демократия на Кавказе еще далека от того, чтобы здесь появился Кавказский суд по правам человека. Но мы должны работать на эту перспективу, поэтому наш Кавказский символический суд по правам человека может стать генеральной репетицией.

- Как выбираются темы судов?

- Для выборов тем у нас нет хорошо разработанной процедуры. Так, первая тема "Гюнель Гулиева против Грузинской жалобы к Гаагскому Трибуналу" пришла мне в голову после событий, связанных с вторжением Российских вооруженных сил в Грузию.

Вторую тему подсказали нам материалы по Чеченскому конфликту, посланные Мириам Ланской. Она координатор NED (National Endowment for Democracy - USA) по Кавказу и всегда понимала значение нашей программы. Вот почему NED уже третий год поддерживает нашу программу. Так вот, оказалось, что при поддержке NED был проведен мониторинг по нарушениям прав человека в Чеченском конфликте. Когда мы, по рекомендации Мириам, ознакомились с этими материалами, появилась идея провести суд на тему "Лейла Мадатли против оппонентов проведения Международного уголовного суда по Чеченскому конфликту".

Следующий суд мы проведем в Баку. Тему подсказал активный участник нашей программы Ираклии Чихладзе. В Грузии принят закон "О репатриации месхетинских турков ". В Баку с участием грузинских партнеров и месхетинских турков будем обсуждать недостатки этого закона.

В будущем собираемся обсудить недостатки Права наций на самоопределение. В этом обсуждении истец будет из Азербайджана, а ответчик - армянин из Швеции.

- Как будет развиваться проект дальше? Возможен ли такой суд в Ереване?

- В идеале суды должны поочередно проходить в Баку, Тбилиси и Ереване. Причем в каждом из них с участием представителей всех наших стран. Я очень надеюсь, что в блажащем будущем достижение этого идеала будет вполне возможным, и тогда мы поставим перед собой идеалы, связанные с более глубинными вещами.