Открыть ленту Закрыть ленту
A A

Более жестоко, чем приговор к смерти?

Общество
cc1b81d5aa83d97795421db91c2674cc

В Армении нет адвоката, который согласился бы войти в суд с делом пожизненно приговоренного. Об этом корреспонденту "А1+" сказал председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян.

Речь идет о тех заключенных, приговоренных к пожизненному заключению, которым после снятия пожизненного наказания в Армении в августе 2003 года Роберт Кочарян даровал "жизнь", приговорив к пожизненному отбыванию наказания. В действительности, такое помилование было более жестоким, чем то, что предусматривалось по прежнему Уголовному Кодексу. Кроме того, этот указ Кочаряна, по словам Ишханяна, противоречил международным правовым нормам.

"После помилования должно было вступить в действие то смягчающее обстоятельство, установленное прежним УК, в котором четко было написано, что в случае помилования приговоренных к смерти, их наказание меняется на лишение свободы сроком от 15-20 лет",- сказал А. Ишханян.

И поскольку данный указ экс-президента Роберта Кочаряна, по его словам, является "правовым казусом", то предполагается, что удостоившиеся помилования должны были обратиться в суд. А. Ишханян говорит, что они неоднократно поднимали этот вопрос, однако... не нашли адвоката. А адвокаты, в свою очередь, отказываются становиться участниками этих дел по ряду причин: во-первых, есть фактор "27 октября" (Ред.: участники этой террористической группировки также приговорены к пожизненному заключению, однако после снятия смертного приговора).

Другие адвокаты, по словам председателя Хельсинского комитета, считают, что эти люди приговорены к пожизненному заключению за совершение тяжких преступлений и рассуждают, и стоит ли вообще заниматься этим делом?

Отметим, что после 20 лет отбывания наказания в тюрьме пожизненно заключенный в праве обратиться к президенту страны с петицией об амнистии. Однако А. Ишханян не помнит таких случаев, чтобы пожизненно заключенный был освобожден.

Стоит отметить, что недавно сбежавшие из УИУ "Нубарашен" Согомон Кочарян и Мгер Енокян также в числе тех пожизненно заключенных, которые удостоились помилования Р. Кочаряна. Как и остальные, так и они считают, что Р. Кочарян не имел права осуждать их на пожизненное заключение. Об этом они письменно заявляли ранее.

На наш вопрос, ужесточится ли режим в УИУ "Нубарашен" после побега заключенных, А. Ишханян ответил, что он получил такой сигнал и возможно в предстоящем времени посетит тюрьму.

Добавим, что бежавшие заключенные пока еще находятся на свободе. Полиция даже обещала денежное вознаграждение тому, кто предоставит информацию о них. Какое наказание ждет сбежавших заключенных? Насколько бы странно не звучало, как отметил юрист, пожизненно заключенных вновь будут судить, прибавив к назначенной мере наказания еще 7-8 лет лишения свободы. Кстати, есть страны, например Швейцария, суд которых не предусматривает дополнительной ответственности за побег из тюрьмы. Там побег считается правом заключенного.

Сам А. Ишханян, который также является членом действующей с 2004 года группы общественных наблюдателей, осуществляющих общественный контроль в уголовно-исполнительных учреждениях МЮ РА, последний раз посещал пожизненных заключенных почти год назад. Он навестил также 3 заключенных, осужденных по делу "27 октября", отбывающих наказание в УИУ "Нубарашен", а вот глав террористической группировки, находящихся в УИУ "Ереван-Кентрон" Наири и Карена Унанянов - нет. "Не было повода", - объяснил член наблюдательской группы.