"Армянская сторона не опровергает, что промахнулась"
Политолог Александр Манасян советует не спешить с выводами и комментариями относительно мюнхенской встречи Саргсян-Алиев. Свою точку зрения А. Манасян представил в беседе с корреспондентом "A1+". Напомним, что французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье заявил, что в ходе встречи был зарегистрирован беспрецедентный прогресс.
- Что бы не обсуждали, обещали во время переговоров, оба президента заявят разные вещи, поскольку восприятие разное, перспектива приобретенного будет воспринята по-разному. Считаю, что в предстоящем будущем мы станем тому очевидцами, если принять во внимание, что Баку очень любит искажать факты и документы, по-своему комментировать формулировки, озвученные в переговорах.
- В данном случае о прогрессе говорит не Баку, а французский сопредседатель Бернар Фасье.
- Фасье, со своей стороны, иначе понимает этот прогресс. Мы уже не раз имели повод разочаровываться французским сопредседателем. Из его заявлений стало видно, что он, мягко говоря, не в курсе или не понимает суть проблемы. Я более чем уверен, что здесь имеет место быть вопрос разночтений. Серж Саргсян придет, поговорит; мы послушаем также заявления другой стороны - Ильхама Алиева. Но одно ясно, если вопрос становится более конкретным и приближается к НКР, то уже будет сложно регистрировать какой-либо прогресс без участия НКР.
- Можно ли считать прогрессом обсуждение вопроса о статусе НКР посредством референдума? Азербайджан неоднократно заявлял, что если будет референдум, то он должен быть проведен на территории Азербайджана.
- Обсуждение вопроса о референдуме сложно оценивать как прогресс или регресс. Это зависит от деталей самого референдума. Обсуждение статуса НКР должно стать поводом, толчком для участия НКР в переговорах. Я беру все эти слова в кавычки, потому что переговорного процесса нет, он прерван. К настоящему моменту, проводятся консультации, и переговоры должны возобновиться - на этапе обсуждения статуса НКР. Каждый армянин должен знать, что встречи глав двух стран - не переговоры: это совещания. То, что сопредседатели говорят, что лично едут в НКР, знакомятся с переговорным процессом, еще ничего не означает. Тот же Фасье заявил недавно в НКР, что Карабах выбыл из переговоров по вине армянской стороны.
- Фасье об этом заявлял также в Ереване. Соответствует ли его заявление действительности?
- Если выбывание НКР из переговорного процесса было с согласия армянской стороны, то почему возвращение должно быть с согласия Азербайджана? Фасье делает странные заявления. В Баку ли должно быть решено о том, кто будет участвовать в переговорном процессе? В свое время, в 1994 году, этот формат определила Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, и данное полномочие остается за ней. ОБСЕ было решено, что Карабах должен участвовать в переговорах, и Баку участвовал в переговорах по этому формату на протяжении нескольких лет.
- В любом случае, вернемся к предыдущему вопросу. Согласны ли Вы с теми заявлениями, что Карабах выбыл из переговоров по вине армянской стороны?
- Армянская сторона этого не опровергает.
- Это наша самая большая ошибка в переговорном процессе?
- Это наш промах. Поэтому политические деятели не должны говорить, что переговоры продолжаются. Они должны говорить, что переговоры должны продолжиться с участием Карабаха.
- Как Вы считаете, подобные промахи прощаются?
- Речь не о том, прощаются или нет, мы должны исправить ситуацию.
- Какие развития ожидаются в предстоящем будущем в переговорном процессе НК?
- Мы должны быть готовы к разному восприятию вопросов, затронутых в ходе переговоров, к их разным комментариям.
- Если Вы считаете, что сегодня переговоров нет, это консультации, а сопредседатели заявляют, что без участия НКР вопрос не урегулируется, то чем сегодня занимаются стороны переговоров? Сколько можно продолжать эти консультации?
- Этот вопрос должен быть задан не мне. На этот вопрос должны ответить стороны переговоров, поскольку переговоры проходят за закрытыми дверьми и нам сообщают всего-то одно-два слова. Четко неизвестно, что говорится на этих встречах.
- Видите ли Вы связь между процессом по урегулированию конфликта НКР и армяно-турецкими отношениями?
- То, о чем сегодня говорит Баку, преследует одну цель - дать Турции одну из главных ролей в переговорах.
- Достиг ли Азербайджан существенных успехов в этом вопросе?
- Я считаю, что не достигнет.
- Откроется ли в ближайшем будущем армяно-турецкая граница?
- Если армяно-турецкая граница не откроется, значит Турция победит Европу, США и РФ.
- Победит ли?
- Время покажет.
Интервью провела Виктория Абраамян.