Открыть ленту Закрыть ленту
A A

СИМОН ВРАЦЯН ПРОСИЛ ТУРЦИЮ ПОМОЧЬ

Политика

Обвинение, выдвинутое АРФД Левону Тер-Петросяну в осуществлении «цветной революции по заказу и на деньги внешних сил” ни что иное, как попытка оправдаться. Такое мнение высказал член Общенародного движения, историк Ашот Саркисян. По его оценке, АРФД, в лице Гранта Маргаряна, выдумала “нависшую над армянским народом большую, чем бандократия угрозу” для того, чтобы оправдать “свое решение встать рядом с бандократией”.

В ходе 30-го Общего собрания АРФ Дашнакцутюн, представитель Бюро АРФД Грант Маргарян, подразумевая Левона Тер-Петросяна и возглавляемое им Движение заявил: “Сеть была сплетена чужими руками, и на сеть эту был поставлен, вдет оппозиционный кандидат в президенты. И он сделал это с удовольствием”.

“С каких это пор АРФД начала предпочитать бандократию внешнему влиянию и вмешательству?, - риторически спросил Ашот Саркисян. – С 1890 года, когда она решение Армянского вопроса видела лишь в помощи Европы и России? С 1907-го, когда спасение армянства связывала с младотурками? С 1920-ых годов, когда всего через 10 лет после Геноцида, своим “Обетом Прометея” она видела спасение Армении под протекторатом Турции? С 1941 по 1945, когда служила немецкому фашизму против Армении? С 1990-1991, когда “будучи сторонницей независимости, была против выхода из СССР”? Или же все эти были не чужими, а родными?”

Историк вспоминает факты, когда для прихода к власти дашнакские деятели не гнушались просить у Турции помощи.

18 марта 1921 года, то есть, через 6 лет после осуществления Геноцида, премьер-министр Первой республики Армения Симон Врацян выслал телеграмму руководству Великого собрания Турции с просьбой о помощи.

“Борьба Армении с большевиками за свою свободу и независимость, по нашему убеждению, служит не только Армении, но и всем народам Передней Азии. Потому Армения надеется, что в ходе своей борьбы получит помощь от соседей. В первую очередь победа Армении в этой войне и ее независимость являются жизненно важным для турецкого народа”, сказано в телеграмме. В той же телеграмме, во имя взаимных интересов армянской и турецкой наций, председатель правительства Армении Симон Врацян спрашивает у руководства Великого собрания Турции:

“Просим сообщить нам, считает ли руководство Великого собрания возможным оказать нам военную помощь, и если да, то в каких размерах и видах и в какие сроки?” (Аветис Япучян: “Кто организовал февральскую авантюру и какими были ее последствия?” стр. 92, Каир, 1969).

Вообще, АРФД, обвиняющая Левона Тер-Петросяна и его единомышленников в “протурецкости”, в свое время считала единственным правильным путем “протурецкую ориентацию”.

30 ноября 1920 года газета “Арадж” писала: “У Армении есть только один путь спасения – найти общий язык со своим соседом турком. Если армянский народ желает жить и гарантировать свое государственное и физическое существование, у него должна быть не прорусская, а протурецкая ориентация”.

Это также слова Симона Врацяна, который считал: “Для борьбы с большевизмом и восстановления мирной жизни, мы больше всего нуждаемся в дружбе и даже поддержке нашего соседа Турции”.

А в одном из секретных справочников АРФД – “Гетап”-е (Париж, 07.06.1955) – говорится: “Необходимо последовательно, посредством этих органов (СМИ – ред.), подготавливать общественное мнение к тому, чтобы забыть ненависть к Турции. Но это надо делать тактично и осторожно: пока вам надо воздержаться, чтобы не дать возможность проституткам получить в суде доказательство своих обвинений. Однако это не означает, что вы должны совершенно об этом молчать. Тов. Ваан объяснит вам, как необходимо себя вести. (Анациональная сущность руководства дашнаков. Бейрут, 1955).

Касаясь же дашнакской версии о внешнем финансировании возглавляемого Тер-Петросяном движения, то Ашот Саркисян замечает: “Как же получилось, что внешние силы, профинансировавшие Тер-Петросяна и запрограммировавшие цветную революцию, также, как и Грант Маргарян, и даже больше оплевали режим, но, тем не менее, сочли его соответствующим “европейским стандартам” и поддержали его существование. У них что – лишние деньги есть?”

Отметим еще один исторический факт. В 1961 году власти Дамаска заявили, что обнаружили шпионскую группу, членами которых являются дашнаки. Они, будучи финансированы иными странами, собирали сведения военного политического и экономического характера и передавали их секретным агентурам других стран, в частности, Массаду. Несмотря на то, что АРФД поспешила заявить, что шпионы отношения к ней не имеют, оставалось фактом, что группой руководил Мовсес Тер-Галустян, считавшийся одним из первых лиц Дашнакцутюн в Ливане. (А. Тадевосян, “По следам Дамаскского суда”, Ереван, 1968 г.).